Шантарские острова. Часть 1. Начало

Где-то на бескрайних просторах сурового Охотского моря находятся удивительные по красоте острова. Там среди айсбергов плавают стада китов, гоняются за тюленями хищные касатки, по берегам бродят медведи и стоит многоголосый птичий щебет, с гор низвергаются водопады, а реки полны всевозможной рыбы. Эти загадочные острова называются Шантарским Архипелагом. Многие мечтают попасть на Шантары, но путешествие туда очень трудное и опасное... 

С этих слов начинался фильм Игоря Ольховского «Острова Мечты. Путешествие на Шантарские острова». После просмотра фильма осталось впечатление нереальности увиденного и сильное желание посмотреть все не по телевизору, а своими глазами. Так родилась мечта. 

Мечты иногда сбываются, особенно если очень сильно этого хотеть. Самое простое решение вопроса, как добраться на острова, пришло нам в голову сразу. Никто не может знать Шантары лучше, чем автор фильма. Несколько минут поиска в интернете дали нам координаты Ольховского, который согласился помочь нам воплотить мечту в жизнь. Обычно заброска на Шантары происходит вертолетом, это безопасно и быстро, но такой вариант мы отбросили сразу, потому что это совершенно не интересно, к тому же дорого. Выбрали наиболее сложный вариант, по суше до Охотского моря, и дальше на катамаранах до Шантарских островов. 
Маршрут вышел следующий: самолетом до Хабаровска, далее автобусом до Комсомольска-на-Амуре, метеором по реке до Николаевска-на-Амуре, полноприводными микроавтобусами до поселка Многовершинный, грузовиком типа «Урал» до побережья, затем катамараном до Шантар. 

Хабаровск встретил нас жарой, дикой влажностью, чистыми улицами и практически полным отсутствием людей. За несколько свободных часов удалось посмотреть центральную часть города. 
Храм успения Божьей Матери в Хабаровске.

Скульптура « Таежная семейка» из песка.

Автоматы, выдающие газировку с сиропом и без, как в советские времена.

Памятник героям гражданской войны на набережной Амура.

Хабаровск находится всего в 30 км от Китая, поэтому перекусить решили в китайском ресторанчике. Китайская кухня оказалась очень даже съедобной, размер блюд был огромный, их приходилось делить на несколько человек. Китайское пиво, как это ни странно, оказалось намного вкуснее отечественного. В Хабаровске к нам присоединились руководитель и гид нашей экспедиции, директор хабаровской турфирмы «Мир приключений» Владимир Чебанов, и профессиональные операторы Александр и Максим, которые обещали снять интересный фильм о нашей экспедиции. Из Якутска прилетела в багажном отсеке самолета еще одна участница экспедиции.

Знакомьтесь, Джеки, щенок восточносибирской лайки, всеобщая любимица. Она отважно прошла с нами всю экспедицию и выросла на наших глазах. Ближе к ночи мы загрузились в автобус и выехали в Комсомольск-на-Амуре. Дорога удивила хорошим асфальтом, удалось выспаться. Дальше такое понятие, как асфальт, нам практически не попадалось. 

Рассвет в Комсомольске-на-Амуре, вид на Амур с речного вокзала.

Утром погрузились в древний речной автобус под названием «метеор», до Николаевска это чудо техники шло 12 часов, все в основном спали, кто-то читал. Вид из окна был однообразным, в основном лес, иногда попадались очаги цивилизации, чаще полуразрушенные, чем целые.

Переночевали в Николаевске-на-Амуре, в довольно приличной гостинице, расположенной на первом этаже местного общежития. Остальные этажи и коридоры общежития, правда, выглядели, как после атомной войны. Из окон были видны руины строения, похожего на котельную. Утром загрузили вещи в микроавтобусы и выдвинулись в сторону поселка золотодобытчиков Многовершинный, последнего обжитого места на нашем пути. 

По дороге нам встретился молодой лис. Зверюга совершенно не боялась людей, позволяла себя фотографировать, за что была премирована свежим хлебом. Водитель микроавтобуса сказал, что этот лис часто у проезжающих машин еду клянчит, его тут все подкармливают.

С высоты Многовершинный выглядел игрушечно. Горы, яркая зелень, аккуратные ряды домиков.

Небо затянуло тучами, пошел дождь. Дождь в горах это обычно проблема для туриста, мы в этом правиле не стали исключением. Позвонили со спутникового телефона ребята, которые накануне повезли на полноприводном грузовике катамараны и снаряжение. Из-за дождя сильно разлились реки, и машина за нами вернуться не смогла. Чтобы не терять времени и иметь возможность, если застрянем, вытащить одну машину другой, решили искать в Многовершинном второй грузовик. Нашли ближе к вечеру, с большим трудом, многие отказывались, когда узнавали пункт назначения, боялись утопить машину.

Выезжать можно было только с утра, пришлось ночевать в Многовершинном. Гостиницы тут, конечно, не было, палаток у нас тоже, все снаряжение увезла машина первой поездкой. Хозяин арендованного грузовика предложил переночевать в ангаре ремонтной зоны. Если оценивать этот «отель» по звездной системе, то он по пятизвездной шкале имел как минимум 7 звезд. Шутка конечно, но есть, что вспомнить, были даже удобства – один электрочайник и несколько матрасов. 

Выглядело это все примерно так:

Рано утром загрузились в грузовик и поехали в сторону побережья. Первые километров двадцать была более-менее сносная грунтовая дорога. Дорога была сильно заросшей, и т.к. ехали мы в кузове, часто приходилось уворачиваться от веток. Уворачиваться не всегда получалось, и самые нерасторопные или самые любопытные получали удар веткой, обошлось без травм.

До побережья нам предстояло пройти через перевал, вид с него на рассвете открывался просто сказочный. Местами на склонах лежал снег, в низинах стелился туман, верхушки деревьев освещало всходящее солнце, на ветках блестела утренняя роса.

Потом единственной дорогой в тайге стало русло реки. Иногда приходилось выходить и смотреть более-менее мелководные участки, чтобы не утопить машину. Вода в реке чистейшая, часто видели убегающие от машины стайки рыбы.

И, наконец, показалось море, мы закончили наземную часть маршрута и достигли промежуточной цели – бухты Рейнеке. Противоположный край бухты был едва виден в тумане, это обычное явление для Охотского моря. Стояла тихая, безветренная погода, температура воздуха около 30 градусов. В прошлом году до середины июля здесь плавали айсберги, нам, к сожалению, увидеть их не удалось, хотя время путешествия выбирали специально, чтобы застать льды. Погода стояла аномальная, лето в 2011 году наступило на месяц раньше обычного. На берегу нас ждали Антон, рулевой второго катамарана и Павел, шестнадцатилетний сын руководителя экспедиции. К нашему приезду они успели выгрузить снаряжение из первой машины.

Вода в Охотском море редко прогревается выше 5 градусов. Но приехать на край земли и не искупаться было невозможно. Купались в ледяной воде недолго, через минуту-две выскакивали на берег, почти не ощущая ног.

Видимость в воде была отличная, сама вода была для моря довольно пресной, сказывалась замкнутость Охотского моря и обилие впадающих рек. Ближе к вечеру туман разошелся, стали видны окрестности бухты и оба мыса. Недалеко от нас стояло небольшое рыболовное судно, перегородившее сетью вход в небольшую речку, рыбаки, а может быть браконьеры, ждали горбушу.

Лагерем остановились на берегу живописного пресного озерца.

В бухту Рейнеке впадает две небольшие речки, на разведку которых мы сходили. Видовой состав рыбы на первой реке, которая называлась Лонгари, был невелик, попадалась горбуша, которая начала заходить на нерест и опреснялась в омуте недалеко от впадения реки в море. Выловили также одного арктического гольца размером с ладонь. Несколько рыбин на уху и бутерброды с икрой приватизировали, остальную рыбу отпускали. Горбуша оказалась сильным бойцом, двух- и трех - килограммовые рыбины с трудом доставались из воды, было множество зацепов, сходов и обрывов. Рыбы в реке, похоже, было очень много, иногда она даже багрилась блесной, а не ловилась.

Потом появился местный абориген, весьма харизматичного вида дед, живущий в одиноком домике неподалеку. Он пришел на речку за рыбой, с деревянной бочкой-рюкзаком за плечами, ржавым ружьем и древним советским спиннингом. Дед, увидев наши разноцветные воблеры, сильно удивился диковинной блесне, такое он видел впервые. Воблер, конечно же, ему подарили.

Дед матерился, он не мог понять, что за странные люди понаехали на его речку и, самое главное, в порядке ли у них с головой, потому как только дурак может ловить рыбу и тут же ее отпускать. Зачем тогда ее вообще ловить? Потом абориген бесцеремонно залез в воду в нескольких метрах от нас, и начал блеснить горбушу, с умным видом кидая подаренный ему воблер вниз по течению прямо нам под ноги и умудряясь сразу всем мешать ловить. Горбуша у деда не очень сильно ловилась, чаще возникали бороды на леске после неудачного заброса невской катушкой.

Проблему решили просто, сказали деду, что наловим ему кучу горбуши, а он может посидеть на берегу покурить. Через полчаса довольный дед утопал, сгибаясь под весом полной бочки с горбушей. 

На второй речке ловились мелкая кунджа и бычок, причем, можно сказать, почти в море.

На берегу валялась краболовка, которую можно было пустить в дело, осталось только найти приманку, протухшее мясо, которое любят крабы. Протухшее мясо нашлось, в километре от нас на берег выбросилась небольшая касатка и успела к нашему приходу достичь любимой крабами кондиции.

Но был один нюанс, противогазов в списке нашего снаряжения не было, а смрад вокруг касатки стоял жуткий. В итоге нашелся доброволец, который смог отхватить кусок касатки, и мы опустили краболовку в небольшую ямку метрах в тридцати от берега. На следующий день краболовку проверили и вытащили на берег, за ночь попался всего один краб. Как раз для фотосессии.

На следующий день мимо нас в сторону касатки протопали в количестве 6 человек аборигены с кувалдой, которой они выбили у покойной все зубы, наверное, на сувениры. Откуда они пришли было непонятно, расстояние до ближайшего населенного пункта измерялось десятками километров. 

После того, как отвели душу на первой дальневосточной рыбалке, мы приступили к сборке катамаранов. Рама для них была экспериментальная, нестандартная, с пониженной посадкой, из согнутых алюминиевых труб. К трубам прикручивался настил из прочной фанеры. Обычно катамараны комплектуются горизонтальными поперечинами, без всяких изгибов. Мы были первыми «тестерами» новой конструкции, целью которой была повышенная устойчивость катамаранов за счет более низкого центра тяжести.

Собирали не спеша, тщательно закрепляли каждый элемент, ведь на них нам предстояло пройти не одну сотню километров по морю. Для усиления конструкции сверху прикрепили два бруса, по бокам прочные доски из лиственницы. На следующий день катамараны были спущены на воду. Сразу стало понятно, что экспериментальная конструкция с пониженной посадкой никуда не годится. Даже без нагрузки пол катамарана находился всего в нескольких сантиметрах над водой. А идти предстояло по Охотскому морю, которое заслуженно считается одним из самых опасных, с громадными волнами и приливными течениями. Было ясно, что конструкцию нам стопроцентно придется переделывать, используя подручные средства.

Первая остановка по плану была на озере Мухтель, где на берегу стояла приличная база с баней и двумя домиками. Хозяев на базе не было, но они были предупреждены о нашем прибытии и дали добро на наше присутствие. Решили рискнуть, загружаться и идти до базы, не отдаляясь далеко от берега. На озере Мухтель перебрать катамараны, исходя из того, как они поведут себя на воде, и какие материалы мы там найдем. Снаряжения и топлива было немало, на погрузку и закрепление груза потратили много времени.

После загрузки снаряжения пол катамарана стал вровень с поверхностью воды. Все вещи были запакованы в гидромешки, и опасности для них не было, но на скорость катамарана такая посадка влияла сильно. Погода нам благоприятствовала, был практически полный штиль. Черпая дном воду, как хороший воблер, мы взяли курс на озеро Мухтель, с немыслимой средней крейсерской скоростью шесть километров в час…